З. Фрейд использовал термин «проекция» для обозначения ряда взаимосвязанных, но различных психических процессов, основной особенностью которых было перемещение содержимого психики на представление окружающего мира. Нечто внутреннее начинает восприниматься как существующее во внешнем пространстве, почти так же, как образ, спроецированный на экран.
В классической психиатрии давно известно, что механизм проекции играет центральную роль при паранойе. В этом случае субъект приписывает объекту в окружающем мире чувства или желания, которые он отрицает в себе самом. Так, например, признание пациентом своих собственных сексуальных импульсов вызывает у него тревогу. С целью защиты от этой тревоги происходит отказ пациента от таких импульсов и проецирование их на фигуру в окружающем мире. В результате пациенту кажется, что кто-то сексуально ему навязывается. То, что начиналось как конфликт между Эго и инстинктивными импульсами, превращается в конфликт между Эго и окружающим миром.
Пример:
Пациент с острой паранойей пытался держаться на расстоянии от остальных пациентов в палате. Если его кто-либо касался, он вызывающе кричал: «Я не голубой!». Стремление психологически дистанцироваться от своих гомосексуальных переживаний обрело у него конкретную форму в потребности дистанцироваться физически от пациентов в палате, которые, в его восприятии, содержали в себе эти не признаваемые им импульсы.
Сходные механизмы обусловливают формирование фобии, когда объект фобии воспринимается как содержащий угрожающие части самости. Признание центральной роли механизма паранойи в различных типах патологий психики мы видим уже в самых ранних работах Фрейда (1895, 1896 гг.), где он обсуждает адаптивные последствия механизма проекции. Согласно Фрейду, в основном Эго угрожает раздражение двух видов — то, что возникает снаружи и то, что возникает изнутри.
От раздражения снаружи можно избавиться путем защитных действий (например, бегства), но бегство от внутреннего раздражения (инстинктивного происхождения) невозможно. Однако размещая импульс вовне, субъект достигает следующего преимущества: теперь он может уклониться от импульса, избегая объекта, в который этот импульс спроецирован.
В классической психиатрии давно известно, что механизм проекции играет центральную роль при паранойе. В этом случае субъект приписывает объекту в окружающем мире чувства или желания, которые он отрицает в себе самом. Так, например, признание пациентом своих собственных сексуальных импульсов вызывает у него тревогу. С целью защиты от этой тревоги происходит отказ пациента от таких импульсов и проецирование их на фигуру в окружающем мире. В результате пациенту кажется, что кто-то сексуально ему навязывается. То, что начиналось как конфликт между Эго и инстинктивными импульсами, превращается в конфликт между Эго и окружающим миром.
Пример:
Пациент с острой паранойей пытался держаться на расстоянии от остальных пациентов в палате. Если его кто-либо касался, он вызывающе кричал: «Я не голубой!». Стремление психологически дистанцироваться от своих гомосексуальных переживаний обрело у него конкретную форму в потребности дистанцироваться физически от пациентов в палате, которые, в его восприятии, содержали в себе эти не признаваемые им импульсы.
Сходные механизмы обусловливают формирование фобии, когда объект фобии воспринимается как содержащий угрожающие части самости. Признание центральной роли механизма паранойи в различных типах патологий психики мы видим уже в самых ранних работах Фрейда (1895, 1896 гг.), где он обсуждает адаптивные последствия механизма проекции. Согласно Фрейду, в основном Эго угрожает раздражение двух видов — то, что возникает снаружи и то, что возникает изнутри.
От раздражения снаружи можно избавиться путем защитных действий (например, бегства), но бегство от внутреннего раздражения (инстинктивного происхождения) невозможно. Однако размещая импульс вовне, субъект достигает следующего преимущества: теперь он может уклониться от импульса, избегая объекта, в который этот импульс спроецирован.