Статьи Михаила Лохнина по психологии.

Психоанализ художественного произведения (художественный сериал). Часть 2

Анализ киноленты «In treatment» («Пациенты» в дословном переводе «В лечении», https://kino.mail.ru/series_777729_lechenie/).

Действующие лица:
Пациент – Алекс;
Аналитик – Пол;
Супервизор – Джина.

Рассматриваем сюжетную линию пациент-аналитик (Алекс- Пол) и встречи аналитик-супервизор (Пол- Джина) по результатам встреч сюжетной линии. Всего две встречи пациента с терапевтом и две встреч терапевта с супервизором.

В настоящей работе будут поочередно попарно проанализированы встречи: пациент-аналитик (1-я встреча), аналитик-супервизор (1-я встреча), затем пациент-аналитик (2-я встреча), аналитик-супервизор (2-я встреча).

Анализ, направленный на достижение понимания пациента, включает:

  • конфронтацию,
  • прояснение,
  • интерпретацию,
  • проработку.

Конфронтация - явление должно стать очевидным для сознательного Эго пациента. (Например, пациент избегает определенной темы, и аналитик показывает ему это. И убеждается, что пациент и сам видит это, или увидел и согласился).

Прояснение - помещение анализируемого феномена в четкий фокус.

Интерпретация - все, что делает аналитик и каждый его шаг нацелен на углубление самоосознания пациента. Любым действием он поэлементно устанавливает связь между известным и неизвестным и позволяет пациенту сделать последний шаг в интерпретации.

Проработка - выводы из анализируемого материала, по-разному выступающего в различных контекстах,

Пациент- аналитик (2 встреча, интерпретация, прояснение)

Для Пола было неожиданностью возвращение Алекса. Он говорит о том, что очень рад его видеть. Алекс информирует аналитика, что он был Ираке на месте бомбежки, аналитик удивлён. Это событие становиться основным на протяжении всей сессии. Аналитик начинает прояснять, что чувствовал пациент, находясь на месте преступления лицом к лицу с жертвами. Алекс отвечает, что он ничего не чувствовал. Эта реакция удивляет и пугает его. Страх и вина являются его основными чувствами, которые он возможно отрицает, маскирует и скрывает от аналитика. Возможно он их не осознает и поэтому рационализирует свои высказывания, пытается быть спокойным и выдержанным. (Тот образ айсберга упомянутый мной в первой сессии начинает таять. Это уже не супергерой, в нем запускается глубинный процесс поиска причин отсутствия переживаний нормальных человеческих чувств и запустил его аналитик). Постепенно своими вопросами и комментариями Пол поэлементно устанавливает связь между известным и неизвестным стараясь подвести Алекса сделать последний шаг в интерпретации и наконец понять причину своих проблем и ощутить инсайт. Пациент сопротивляется и продолжает рационализировать. Аналитик контейнирует эту рационализацию и продолжает свой анализ.

Наконец Алекс упоминает своего отца, который в его фантазии на него смотрит так, что знает его тайны и от него ничего не скроишь. Пол тут же предлагает Алексу поговорить об его отце, понимая, что здесь наверняка кроется некая проблема.

Все верно. Алекс сообщает аналитику, что его отцу чувство вины неизвестно, что отец убил своего отца голыми руками. В подтверждение этой мысли пациент рассказывает историю своего отца, как произошло это убийство. История рассказана таким образом, что полностью оправдывает действия его отца и отец презирает чувство вины, он считает, что это слабость. (А раз отец презирает, значит и я имею право это чувство презирать. Видимо так думает Алекс). Пол фрустрирует пациента вопросом о том, что раз отец имеет такую позицию к чувству вины, значит и вам так можно. Пациент в замешательстве. Аналитик идет дальше и предлагает пациенту самому ответить на вопрос о вине, не ссылаясь на отца. Огласить свою собственную точку зрения. Алекс уклоняется от прямого ответа и переводит тему разговора. Он начинает фантазировать про свою жену и излагать свою фантазию Полу о том, что жена, прожив 15 лет с ним его совсем не знает его и по ночам скрипит зубами от такой семейной жизни. (Это продолжение проявления страха и злости пациента. Он готов обвинять кого угодно, только не себя).

Аналитик отзеркаливает злость пациента в контрпереносе на него самого, раскрывая его скрытую агрессию на самого себя. Алекс сопротивляется и всячески старается не осознавать свое чувство вины и тем более согласиться с аналитиком, который настаивает, чтобы он в этом признался. Ему даже больше нравиться рассуждать на тему развода с женой, которую он, по его словам, разлюбил почти мгновенно. Комментарий аналитика на эту тему он не слышит и ему он не важен, поскольку разговаривает сам с собой и похоже для себя все с разводом решил положительно, но сваливает это свое решение на аналитика, бессознательно избегая ответственности. Пол ему об этом говорит защищаясь, раскрывая все его бессознательные действия. Алекс продолжает сопротивляться, делая паузу и заканчивает сессию.

Аналитик-супервизор (2 встреча, поддержка)

Сессия начинается с признания аналитика о личных переживаниях в отношении семьи. Он сильно расстроен и считает происходящее катастрофой. Затем рассказывает об Алексе, что тот уходит от жены потому, что она скрипит зубами во сне. (Это злая его ирония). Перечисляя переносы всех пациентов (у всех большие проблемы) Пол пытается выяснить у Джины не в нем ли дело. Аналитик в депрессии. Он не знает, что ему делать и просит помощи у супервизора, ведет себя как обычный человек отключив все аналитические навыки на какое-то время. Пол выговаривается, высказывает все мысли и чувства, которые накопились в нем за неделю. Он как будто «обнуляется», чтобы очиститься и быть готовым к тому, чтобы прожить еще одну неделю в неком жизненном стрессе. Супервизор контейнирует его проекции, сопереживает ему, прорабатывает с ним его сомнения, расслабляет его, содействует укреплению его жизненной позиции.
Made on
Tilda