Статьи Михаила Лохнина по психологии.

Четыре характеристики влечения.

«Влечение и их судьбы» одна из наиболее известных и практико-ориентированных работ З. Фрейда . Бессознательные процессы лежат в основе всех процессов жизни человека. Именно это Фрейд подчёркивает в данной работе, говоря о многих человеческих желаниях. Такое важное понятие как фиксация затронуто в этой работе. Именно из него рождаются многие психопатологии, изучаемые психологами и сексологами до сих пор.

Читая работы З.Фрейда, я заметил, что порой в своих работах он бывает не очень последователен. Это я отметил и здесь. В частности, в его употреблении терминов «влечение» и «репрезентация влечения». Он говорит о влечении, что оно предстаёт как «…пограничное понятие между душевным и соматическим, как психический репрезентант возникающих внутри тела и достигающих души раздражителей.». Однако ранее у него же было два иных подобных определения. Они отличались небольшими нюансами и в них не очень была понятна разница между репрезентацией психики человека и его влечением.

Можно предположить, что слово «судьбы» несёт в себе ответ на вопросы: «Что порождает влечение и какова его цель? Как протекает процесс влечения в пространстве и времени? Каковы объекты влечения? Возможны ли изменения форм влечений, и чем эти изменения детерминированы? Может ли быть судьба влечения предопределена?»

З. Фрейд соединил в понятии влечение органическую составляющую в виде энергии и психического компонента, под которым он подразумевал аффект. Он раскрывает понятие влечения через четыре важнейших характеристики − цель, объект, напряжение и источник влечения.

Удовлетворение - цель инстинктивного влечения, потому она всегда заключается в устранении возбуждения, спровоцированного потребностью. Человек испытывает блаженство, когда цель достигнута и потребность реализована. Есть много способ удовлетворения потребности, но несмотря на это люди имеют привычку поддерживать себя в состоянии минимального желания. Это соответствует главному принципу удовольствия. Конечная цель для всякого влечения всегда неизменна, однако на пути ее достижения возможны и второстепенные, промежуточные цели. Также известны случаи задержки на пути к цели, как правило, в случае достижения частичного удовлетворения, а затем – отклонения от цели.

Объект - любой человек, предмет в окружающем мире или что-то в своём теле индивидуума, обеспечивающее удовлетворение (то есть цель) влечения. Это то, посредством чего и достигается конечная цель влечения. Уточняя Фрейд говорит: «Это самый изменчивый элемент влечения, изначально с ним не связанный, а присоединенный только благодаря его свойству делать возможным удовлетворение». Тут можно сказать, что объект может меняться сколько угодно раз в течение всей жизни субъекта. Так, говоря об оральном влечении, при утрате первичного объекта – материнской груди, на смену ему может прийти другой – например, собственный палец, как желание вернуть первичный объект. Утрата и запускает определенную череду превращений влечения – его судьбу. Помимо того, один и тот же объект может служить для удовлетворения сразу нескольких влечений – тогда принято говорить о сплетении влечений. Важно, что действия, ведущие к удовольствию, не обязательно всегда одни и те же и объект может меняться на протяжении жизни. Кроме различного выбора объектов у индивида, может присутствовать способность откладывать разрядку энергии влечения на продолжительное время.

Напряжение – двигательный и энергетический компонент влечения. Именно его разрядки как конечной цели требует психика. Напряжение проявляется в активном импульсе.

Источник влечения – это соматический процесс в части или органе тела, «раздражение которого в душевной жизни воплощается во влечении». Это некоторые эрогенные части тела, а также состояние организма или потребность, вызывающие это состояние.

Желание – это процесс взаимодействия влечения, образа объекта и двигательного образа.

Под фиксацией на определённом объекте З. Фрейд имеет в виду сильную привязанность влечения к объекту. Таким образом создаются определённые фетиши. К примеру, мужчину привлекают лишь женщины в перчатках или женщину лишь мужчины в красном. Фиксация возникает не из-за чего-то хорошего, а по причине переизбытка удовлетворения потребности или недостатка (фрустрации). Таким образом мы понимаем, что некие травматические ситуации могли спровоцировать фиксацию влечения на тех фетишах, что кажется порой странными и даже антисоциальными. Судьба влечения обусловливается ходом его превращений, процессом преобразования и приобретением новых свойств и качеств.
Made on
Tilda