Статьи Михаила Лохнина по психологии.

Психоанализ художественного произведения (художественный сериал). Часть 1

Анализ киноленты «In treatment» («Пациенты» в дословном переводе «В лечении», https://kino.mail.ru/series_777729_lechenie/).

Действующие лица:
Пациент – Алекс;
Аналитик – Пол;
Супервизор – Джина.

Рассматриваем сюжетную линию пациент-аналитик (Алекс- Пол) и встречи аналитик-супервизор (Пол- Джина) по результатам встреч сюжетной линии. Всего две встречи пациента с терапевтом и две встреч терапевта с супервизором.

В настоящей работе будут поочередно попарно проанализированы встречи: пациент-аналитик (1-я встреча), аналитик-супервизор (1-я встреча), затем пациент-аналитик (2-я встреча), аналитик-супервизор (2-я встреча).

Анализ, направленный на достижение понимания пациента, включает:

  • конфронтацию,
  • прояснение,
  • интерпретацию,
  • проработку.

Конфронтация - явление должно стать очевидным для сознательного Эго пациента. (Например, пациент избегает определенной темы, и аналитик показывает ему это. И убеждается, что пациент и сам видит это, или увидел и согласился).

Прояснение - помещение анализируемого феномена в четкий фокус.

Интерпретация - все, что делает аналитик и каждый его шаг нацелен на углубление самоосознания пациента. Любым действием он поэлементно устанавливает связь между известным и неизвестным и позволяет пациенту сделать последний шаг в интерпретации.

Проработка - выводы из анализируемого материала, по-разному выступающего в различных контекстах, и последовательное их истолкование, для достижения долговременного и эффективного инсайта у пациента.

Алекс использует проективную идентификацию. Он имеет невыносимую часть в себе (невыносимые, неприятные чувства, представления по отношению к себе, но также и к объекту - унижающего отца). Он чувствует желание избавиться от них. Имеет бессознательные фантазии о помещении этих частей в психику аналитика, чтобы избавиться от невыносимого психического содержания, но в то же время сохранить контакт с ними. Своим поведением он провоцирует аналитика, в которого поместил это неприятное психическое содержание, переживать и выражать вербально или невербально эти чувства. Фантазийное желание избавиться от невыносимого содержания, отдать его Полу и в то же время контролировать, осуществилось. Аналитик использован как контейнер, для контроля над отщепленной частью себя.

В свою очередь, чтобы выдержать невыносимые для Алекса чувства, которые он "отдает" Полу, и использовать их как инструмент для понимания бессознательного Алекса, Пол использует контртрансферный гнев для понимания враждебности Алекса. Он анализирует свои эмоциональные реакции для лучшего понимания психодинамики пациента, чтобы использовать котртрансфер для подготовки интерпретаций, пытаясь не отыгрывать контртрансфер в виде отказа работать с Алексом, агрессивных диагностических клише, не принимать на свой счет чувства, выражаемые пациентом, осознавая свою идентичность. Контртрансферные чувства - нормальны и неизбежны, аналитик должен принять их, не раскрывая перед пациентом, а используя их как инструмент для понимания внутреннего мира пациента.

Пациент- аналитик (1 встреча, знакомство, конфронтация и прояснение)

Аналитик Пол с улыбкой встречает пациента Алекса. Он сразу пытается расположить его к себе, снять напряженность. Алекс несколько надменен, разговаривает с высока, ведет себя как «нарцисс». (Стержневая патология нарциссизма основывается не на связанных с инцестуозными влечениями энергетически заряженных родительских образах, а, скорее, на архаических нарциссических объектах. К архаическим нарциссические объектам можно отнести грандиозную самость и идеализированный родительский образ (imago), реактивация которых представляет угрозу для чувства целостности собственного «Я» пациента).

Возможно поведение Алекса - это его защитная реакция. Пациент выглядит как «глыба» или огромный плывущий айсберг. От него хочется защитится или спрятаться. Что и делает Пол засыпая его вопросами на каждую его фразу, стараясь его узнать по лучше и понять, что же он хочет и с каким запросом пришел на анализ. Разговорившись Алекс рассказывает, что с ним произошло. Выполняя приказ командования (он лётчик ВМС США) он сбросил бомбу на школу в Ираке, в результате чего погибло 16 школьников детей. Говоря о своих чувствах, сам себе задавая этот вопрос, он отвечает на него так, как будто ничего страшного не случилось. Он хочет выглядеть перед аналитиком «железным человеком», абсолютно бесчувственным. По его мимике и движениям тела, активно наблюдая за ним, можно предположить, что за этим мнимо жестким поведением скрывается отчаяние и вина.

После случая в Ираке и находясь в отпуске, пациент устроил себе марафон с другом доктором. На 35 км ему стало плохо, сердце не справилось и остановилось. Алекс впал в кому, т.е. практически умер. Рассказывая подробности этого случая достаточно красочно, упоминая свою наследственность пациент пытается фрустрировать аналитика (перенос), пытаясь в нем вызвать сочувствие и переживания. Аналитик ведет себя спокойно, размышляя о пациенте и его чувствах, продолжая свой анализ. Стратегия вопросов аналитика позволяет ему все глубже и глубже погружаться в психику пациента, многие вещи проясняя.

Рассуждая на тему смерти, пациент выходит на родительскую тему, выясняется, что его отец, по его версии, все мерит потерями и приобретениями. Когда аналитик хочет связать поведение отца пациента с чувствами пациента, Алекс резко отказывается говорить на эту тему. Скрывая свое отношение к отцу. Он отказывается от интерпретации аналитика резко останавливая его рассуждения о взаимоотношениях между ним и отцом (табу на отношения). Начинает на него нападать, пытаясь его разозлить. (перенос).

Аналитик проявляет гнев к пациенту, что помогает ему понять враждебность Алекса. Ему удается переломить накаленную ситуацию беседы и трансформировать её в конструктивное русло. Пациент начинает фантазировать на тему жизни и смерти и говорит о том, что он сам себя вытащил, борясь со смертью (это все о грандиозности о лучшести), либо ему бог помог. Наконец Алекс принимает решение «открыться» аналитику и говорит о том, что он собирается поехать в Ирак и посмотреть на результат бомбежки школы. Он боится самостоятельно принять это решение, он объявлен в розыск и может быть убит. Он спрашивает аналитика что ему делать? Очевидно, что он хочет переложить ответственность своего решения на аналитика, находясь в состоянии растерянности и отчаяния.

Аналитик уходит от прямого ответа и точно связывает желание пациента поехать на место бомбежки, как искупление за содеянное. Все, чувства что скрывал Алекс становиться озвученными. Пациент в шоке, вышло наружу все то, что его мучало.

Аналитик-супервизор (1 встреча, поддержка)

Пол с Джиной знакомы много лет. Они разговаривают, как старые друзья. Аналитик формулирует свой запрос о беспокойстве и у него большая потребность с кем-либо поговорить. Он говорит о том, что теряет терпение с пациентами, чувствует, что ему необходимо выговориться. Рассказывает о том, что если бы пациенты узнали, что у меня в голове по отношению к ним, то они бы сбежали. Аналитик выглядит очень открытым и незащищенным Супервизор слушает аналитика очень внимательно, явно переживая его проблемы. Джина очень эмпатична к Полу. Эмпатия - суть психоаналитичес-кой работы. Это способ познания, специально приспособленным для восприятия сложных психологических конфигураций.

Пол характеризует Алекса, как самоуверенного высокомерного типа, что он после убийства детей в Ираке спровоцировал инфаркт. Пол к нему чувствует огромное отвращение. Это его сильно напрягает. Он с трудом удерживает в себе контрперенос на Алекса выражая свои чувства и эмоции Джине. (Особую роль эмпатии в способности аналитика принимать нарциссический перенос пациента, в котором ранние неудовлетворенные потребности ребенка в отражении, идеализации и идентификации получали понимание и удовлетворение в процессе терапии). Аналитику нужна поддержка от супервизора и Джина её оказывает. Она комментирует и разбирает случай вместе с аналитиком, помогает ему понять и учесть свои ошибки, проявляет заботу. Взгляд со стороны позволяет Полу задуматься и обратить внимание на важные детали, которые он упустил в своей работе.

Переживания, связанные с личной жизнью Пол, тоже не скрывает. Рассказывает о своих проблемах в семье. О возможном срыве контроля с пациентами. Джина решила обсудить эротический перенос аналитика со своим вторым пациентом, который не дает покоя Полу и сильно тревожит его. Пол злится и сопротивляется Джине, называет её «паучихой», т.о. оскорбляя её. Такое его поведение не позволяет договориться об очередной встрече с супервизором, Пол уходит. Похоже у него нет внутреннего энергетического позитивного ресурса, он истощён эмоционально и не способен рассуждать разумно.
Made on
Tilda