Статьи Михаила Лохнина по психологии.

Психоанализ художественного произведения (пример)

Вспоминая содержание работы З.Фрейда «Бессознательное» мне захотелось провести анализ художественного произведения, пользуясь идеями и теоретическими высказываниями З.Фрейда. Его находками и технологическими изысканиями. Размышляя, вспомню стихотворение Николая Гумилева «Сонет». Мне показалось, что это художественное произведение, как нельзя лучше на примере может продемонстрировать пути следования фрейдовской мысли. Попытаюсь провести его психоанализ, используя свои рассуждения и конечно же идеи мэтра. Вот текст стихотворения:
Николай Гумилев «Сонет»

Я верно болен: на сердце туман,
Мне скучно все, и люди, и рассказы,
Мне снятся королевские алмазы
И весь в крови широкий ятаган.

Мне чудится (и это не обман),
Мой предок был татарин косоглазый,
Свирепый гунн… я веянием заразы,
Через века дошедшей, обуян.

Молчу, томлюсь, и отступают стены —
Вот океан весь в клочьях белой пены,
Закатным солнцем залитый гранит,

И город с голубыми куполами,
С цветущими жасминными садами,
Мы дрались там… Ах, да! я был убит.
Представим себе, что перед нами анализант и текст стихотворения, это его рассказ нам (свободные ассоциации анализанта). При толковании мы будем исходить и оперировать терминами первой топики З.Фрейда (Сознательное (Сз), Предсознательное (Псз), Бессознательное (Бсз)).

В первых двух строках наш анализант говорит о своем состоянии в настоящий момент (он говорит о том, что чувствует сейчас «здесь и теперь»). Эти его мысли отражают содержание его Сз, он их осознает.

Фраза «на сердце туман» является метафорой боли в сердце.

«Мне скучно все и люди, и рассказы» речь идет о глубочайшей депрессии, связанной с внутренним состоянием анализанта.

Далее начинает происходить самое интересное. Анализант начинает работать с Бсз. «Мне снятся королевские алмазы и весь в крови широкий ятаган». Казалось бы, с чего такие образы? Что случилось? Откуда что взялось. Сработал некий механизм. Когда З.Фрейд говорит о системе Бзн, мы имеем представления предметные, словесные, мы понимаем, что образы сна превратились в предметы, которые были выражены анализантом словесно. Предметные представления — это следы воспоминания, оставленные в психологическом аппарате анализанта. Механизм, который упоминался выше называется «переводом». Благодаря ему мы услышали про алмазы и ятаган. Осознание – результат перевода, это связь между образным представлением анализанта и его словесным представлением, когда слово находим связь с образом. Далее слово «ятаган» сыграет в том числе свою важную роль.

Анализант начинает раскрывать словесно ассоциацию со словом «ятаган». «Мне чудится, и это не обман». Он хочет свой сон для нас превратить в реальность, и говорит о том, что «это не обман» - эта фраза для нас. И далее «мой предок был татарин косоглазый». Татарин косоглазый появляется благодаря переводу из Бсз. И это должно подтверждать реальность ятагана, с его точки зрения, что его появление не случайно. Теперь оправдание крови на ятагане – «свирепый гунн». Непросто предок, а свирепый гунн. И что же…далее идентификация себя со своим страшным родственником, «я веянием заразы через века дошедшей обуян» - я такой же. И что дальше? Что делать?

Здесь наступает пауза в размышлениях анализанта - «молчу, томлюсь». Его эмоциональное состояние напряжения приводит его к первому аффекту, под результатом которого появляются первые галлюцинации - «отступают стены». После чего открывается картина с океаном «вот океан весь в клочьях белой пены». Мощный образ внутреннего состояния- ()переживаний анализанта. И в продолжении - «Закатным солнцем залитый гранит», тоже очень яркий образ. Это очень важные образы для размышлений аналитика об анализанте. Похоже все на невроз или шизофрению.

И наконец цепочка образов рассказчика заканчивается городом с «голубыми куполами» и «жасминными цветущими садами». Пожалуй эта последняя ассоциация вызывает еще один аффект, которому предшествуют слова – «мы дрались там.»

И наконец инсайд анализанта – «я был убит».

Все, что происходило с анализантом – процесс работы его психики. Задействованы были все ее механизмы. Основными словами выступали: ятаган, предок, зараза, город.

З.Фрейд в своей работе «Бессознательное» пишет: «…фактически теперь одно и то же представление находится у пациента в двух формах в разных местах его душевного аппарата; во первых, у него есть сознательное воспоминание об акустическом следе представления благодаря сообщению; во вторых, как нам точно известно наряду с этим он носит в себе в прежней форме бессознательное воспоминание о пережитом.»
Made on
Tilda