Работу «Психопатологию обыденной жизни» Фрейд начал писать летом 1898 года. К нему приходит понимание того, что оговорки, описки и прочие нарушения психических функций в обыденной жизни имеют смысл, и причины их возникновения можно понять методом свободных ассоциаций. Он изучает эти явления на собственном опыте и работая со своими пациентами. Любопытно, что Фрейд интересуется тем, на что в обыденной жизни не уделяется внимание, это забывания, оговорки, сновидения, остроты. Люди, чье поведение содержит эти феномены в обществе считаются нормальными.
Текст работы состоит из глав, посвященных разбору определенных психических феноменов, укажем их по порядку: забывание собственных имен, иностранных слов, имен и словосочетаний, намерений и впечатлений; обмолвкам, очиткам и опискам; забывание впечатлений и намерений; ошибочным действиям и суевериям. Поскольку тема этого эссе раскрывается автором в последней главе, рассмотрим ее подробнее.
Суеверный человек приписывает события внешним обстоятельствам, не учитывая свое собственное влияние на ситуацию в виде связки страхи-действия, желания-действия и т.д. Так же и параноик, который обвиняет окружающих в сговоре против него, когда видит странные для него действия людей. Например, взмах руки. Таким образом он не видит себя как осознающего субъекта, не понимает значение своих фантазий и их роль в трактовке событий. Здоровый человек понял бы, что не знает почему люди машут и что идея о сговоре – всего лишь фантазия. Т.е. у параноика и суеверного человека тестирование реальности нарушено. Поставлен знак равно между реальностью внешней и психической.
Фрейд пишет: «…указание на бессознательное и «смещенное» знание мотивов случайных и ошибочных действий мы находим в феноменах суеверия…» также, как и паранойи. Значит ошибочные действия, есть и у здоровых людей, и у параноиков с суеверными. У первых это не так критично и проще осознаваемо, чем у вторых. Параноики нереалистично приписывают другим те мотивы действий, которые их самих пугают и являются плодом их бессознательных фантазий и страхов. Случайные события видятся суеверным человеком как значимые, как и воспринимаются случайные действия окружающих параноиками.
Внутренний мир со всеми его психическими объектами не осознаётся и не видим для параноика, частично он невидим и для суеверного. Они оба словно частично слепые в этом отношении. Задача психоаналитика, по-моему, мнению, помочь пациенту начать воспринимать реальность так, чтобы видеть свой вклад в неё. Т.е. повысить сознательность пациента, через осмысление и нахождение собственных мотивов, и обращение внимания на них.
Из-за особенностей детства и семейных традиций, верований и игнорирования психических процессов ребенок вырастет тревожным, не понимающим мир и приписывающим ему свои собственные фантазии. Тогда нет чёткой границы, где я, а где другой человек, где я, а где окружающий мир.
«Суеверие берет свое начало из подавленных враждебных и жестоких стремлений»-говорил З. Фрейд. Суеверие, как и паранойя имеет истоки из агрессивных импульсов бессознательного. Отличие лишь в том, что враждебность и злость в случае паранойи приписывается другим людям, а в случае суеверия событиям. Однако суеверные люди защищаются от своих фантазий посредством ритуалов, которые, по их мнению, их защитят. Часто ОКР (обсессивно- компульсивное расстройство) идёт рядом с суеверными ритуалами. Только в данном случае человек при ОКР придумывает свои ритуалы, а не берёт их из культуры как суеверный. Параноик же защищается от окружающих посредством избегающего поведения или наоборот агрессивных обвинений. В обоих случаях как мы видим, человек неадекватен. Его реакция детерминирована тем, что он отрицает. Т.е. его психической жизнью.
Предчувствие предстоящего события может быть ложным или истинным, однако, как говорил сам З. Фрейд, здоровый человек будет понимать, что наши ощущения не всегда соответствуют самому событию. Предчувствие не равно самой ситуации. Наши желания и страхи проецируются на наш взгляд на мир. Признак здоровой и адекватной личности –видеть свой взгляд и учитывать его.
Текст работы состоит из глав, посвященных разбору определенных психических феноменов, укажем их по порядку: забывание собственных имен, иностранных слов, имен и словосочетаний, намерений и впечатлений; обмолвкам, очиткам и опискам; забывание впечатлений и намерений; ошибочным действиям и суевериям. Поскольку тема этого эссе раскрывается автором в последней главе, рассмотрим ее подробнее.
Суеверный человек приписывает события внешним обстоятельствам, не учитывая свое собственное влияние на ситуацию в виде связки страхи-действия, желания-действия и т.д. Так же и параноик, который обвиняет окружающих в сговоре против него, когда видит странные для него действия людей. Например, взмах руки. Таким образом он не видит себя как осознающего субъекта, не понимает значение своих фантазий и их роль в трактовке событий. Здоровый человек понял бы, что не знает почему люди машут и что идея о сговоре – всего лишь фантазия. Т.е. у параноика и суеверного человека тестирование реальности нарушено. Поставлен знак равно между реальностью внешней и психической.
Фрейд пишет: «…указание на бессознательное и «смещенное» знание мотивов случайных и ошибочных действий мы находим в феноменах суеверия…» также, как и паранойи. Значит ошибочные действия, есть и у здоровых людей, и у параноиков с суеверными. У первых это не так критично и проще осознаваемо, чем у вторых. Параноики нереалистично приписывают другим те мотивы действий, которые их самих пугают и являются плодом их бессознательных фантазий и страхов. Случайные события видятся суеверным человеком как значимые, как и воспринимаются случайные действия окружающих параноиками.
Внутренний мир со всеми его психическими объектами не осознаётся и не видим для параноика, частично он невидим и для суеверного. Они оба словно частично слепые в этом отношении. Задача психоаналитика, по-моему, мнению, помочь пациенту начать воспринимать реальность так, чтобы видеть свой вклад в неё. Т.е. повысить сознательность пациента, через осмысление и нахождение собственных мотивов, и обращение внимания на них.
Из-за особенностей детства и семейных традиций, верований и игнорирования психических процессов ребенок вырастет тревожным, не понимающим мир и приписывающим ему свои собственные фантазии. Тогда нет чёткой границы, где я, а где другой человек, где я, а где окружающий мир.
«Суеверие берет свое начало из подавленных враждебных и жестоких стремлений»-говорил З. Фрейд. Суеверие, как и паранойя имеет истоки из агрессивных импульсов бессознательного. Отличие лишь в том, что враждебность и злость в случае паранойи приписывается другим людям, а в случае суеверия событиям. Однако суеверные люди защищаются от своих фантазий посредством ритуалов, которые, по их мнению, их защитят. Часто ОКР (обсессивно- компульсивное расстройство) идёт рядом с суеверными ритуалами. Только в данном случае человек при ОКР придумывает свои ритуалы, а не берёт их из культуры как суеверный. Параноик же защищается от окружающих посредством избегающего поведения или наоборот агрессивных обвинений. В обоих случаях как мы видим, человек неадекватен. Его реакция детерминирована тем, что он отрицает. Т.е. его психической жизнью.
Предчувствие предстоящего события может быть ложным или истинным, однако, как говорил сам З. Фрейд, здоровый человек будет понимать, что наши ощущения не всегда соответствуют самому событию. Предчувствие не равно самой ситуации. Наши желания и страхи проецируются на наш взгляд на мир. Признак здоровой и адекватной личности –видеть свой взгляд и учитывать его.