Статьи Михаила Лохнина по психологии.

Анализ работы З. Фрейда «Я и ОНО» в трех частях. Часть 2.

В главе З Фрейд отмечает, что «Я» является измененной частью «Оно» и восприятие для «Я» играет ту роль, какую в «Оно» занимает инстинкт. Кроме того, согласно ученому, «Я» олицетворяет то, что можно назвать рассудком и осмотрительностью. «Оно», напротив, содержит страсти. Важная функция «Я» заключается в том, что в нормальных случаях оно владеет побуждением к движению. И в заключении главы З. Фрейд приходит к следующему выводу – не только самое глубокое, но и самое высокое может быть бессознательным. Бессознательное, прежде всего «телесное Я».

«Сверх-Я» у ребенка и взрослого человека – это некие образы правил и норм, которые провоцируют вытеснение и контролирует часть психики (Ид). «Сверх-Я» - это важная идея в теории Фрейда. Именно «Сверх-Я» играет роль совести для человека, влияет на регуляцию его поведения. Источники «Сверх-Я» и «Я-идеал»- это часть культурных паттернов и самое главное родитель, с которым в дальнейшем будет идентификация. Идентификация происходит у ребёнка как выход из эдипова комплекса. Вместо ревности к отцу за мать, возникает идентификация с ним. И тогда уже отец не конкурент. А себя ребёнок воспринимает отца с позиции «я буду как он». Но не всегда идентификация идёт с родителем своего пола порой в результате сложных отношений и сложностей Эдипова комплекса она происходит с родителем противоположного. По мнению Фрейда, все люди бисексуальны от природы и выбор объекта сексуального, а также объекта для идентификации происходит в результате Эдипова комплекса. Однако на данный момент с ним бы поспорили многие западные генетики и биологи, которые в результате своих исследований выявили генетической предрасположенность к гомосексуализму у зверей и у людей. Также с помощью близнецового метода это было подтверждено.

Следующая глава «Два вида первичных позывов» дает нам представление о двух влечениях, одно из которых– сексуальные инстинкты или Эрос (гораздо более заметен и более доступен для изучения). Эрос охватывает не только непосредственный безудержный сексуальный первичный позыв, но и инстинкт самосохранения.

Говоря о втором роде влечения, то, по мнению автора, типичным его примером является садизм. Здесь акцент делается на инстинкте смерти, задача которого заключается в приведении всех живых организмов к состоянию безжизненности. Это разрушительный позыв.

Каждому из двух приведенных влечений приписывается особый физиологический процесс - рост и распад). Также оба этих влечения постоянно соединяются, смешиваются и сплавляются друг с другом. Однако эти влечения противоположны, что обосновывается как наличие полярности любви и ненависти. Главный акцент данной главы заключается в следующем: Эротические первичные позывы вообще кажутся более пластичными, более способными к отвлечению, чем разрушительные первичные позывы.
Made on
Tilda